«Хочу к маме!..»

Первая информация от взрослых играет важную роль для ребенка. Какие цели ставят родители, отдавая малыша в детское учреждение?

Ребенок пытается понять, как родители относятся к этому событию:

  • радуются вместе с ним;
  • гордятся, что он подрос и идет в детский сад, где у него будет много друзей, игр, занятий;
  • ждут, не дождутся, когда станут свободными» и займутся своими делами;
  • боятся детсада как чего-то неизбежного, страшатся разлуки?

|Получить ответ на этот вопрос или хотя бы задуматься на эту тему полезно для родителей, им важно понимать свои потребности. Ответ на вопрос «Зачем ребенок идет в детский сад?» важен и для воспитателя, который стремится помочь малышу безболезненно переступить порог детского сада, легче и быстрее привыкнуть к изменениям в жизни.

Что ждут родители от дошкольного учреждения?

  • чтобы ребенок научился общаться, взаимодействовать с другими;
  • получил разнообразные навыки и знания;
  • приобрел опыт самостоятельного, без мамы, бытия?

В любом случае, ответ на вопрос «зачем?» определяет то, как родители будут вести себя с ребенком в этот непростой для всех период привыкания к детскому саду.

Дошкольное учреждение первым открывает перед ребенком мир социально — общественной жизни, и детский сад становится одним из определяющих факторов в формировании личности ребенка.

Важнейшая задача в период адаптации — создание и поддержание такой атмосферы, в которой ребенок чувствует, что его любят, принимают таким, каков он есть. Малыш должен быть уверен, что рядом с ним внимательные и заботливые взрослые, которые помогут и подскажут, как разобраться в непростой жизненной ситуации.

Детский сад (параллельно с семьей) берет на себя одну из главных ролей в воспитании ребенка-дошкольника и играет ее, начиная с первого знакомства и до школы.

Процесс адаптации к условиям детского сада для ребенка бывает очень непростым. Новый жизненный опыт может помочь ему включиться в новые социальные отношения, совместную деятельность, адаптироваться к изменившимся условиям, но этот опыт также способен привести и к негативным последствиям, что весьма существенно для эмоционально-личностного развития. Отрицательный эмоциональный опыт может породить высокую тревожность детей, негативно отразиться на соматическом здоровье. «События в жизни маленьких детей во многом предопределяют их взрослую жизнь, так как именно в это время ребенок делает выбор, как надо вести себя в этом мире, чтобы наилучшим образом удовлетворять свои потребности» [Оклендер В., 2012].

Возникает естественный вопрос: как помочь ребенку смягчить стресс при поступлении в ДОУ, пережить горе расставания с близкими, снизить его тревожность, создать благоприятные условия и эмоционально-комфортную, безопасную атмосферу для полноценного личностного развития? Поскольку условия детского сада едины для всех, то возникает задача адаптации каждого отдельного ребенка с его индивидуальностью к этим общим условиям (общественным требованиям).

Ребенок это целостный организм, имеющий свои потребности, обладающий способностью к саморегуляции. Однако многое зависит от возрастных особенностей. Возраст влияет и на то, какие потребности выходят на первый план; в зависимости от возрастных возможностей выбирается и способ удовлетворения потребностей.

Двух-трехлетний ребенок еще так мало знает о себе, о своем внутреннем мире, внешний мир для него ограничен рамками семьи и ближайшего окружения. Долгое время малыш существовал в отношениях слияния с мамой, не выделяя свое «я» как самостоятельное, уникальное и отдельное. Оставляя ребенка в детском саду, родители кардинально изменяют ситуацию, разрывают слияние. Малыш оказывается один на один с собой в новой неизведанной обстановке.

Нетрудно представить, какой комплекс чувств приходится испытать ребенку:

  • страх;
  • горе;
  • гнев;
  • потерянность;
  • беспомощность — вот далеко не полный перечень.

Цель воспитателей на этом этапе помочь ребенку разобраться в скоплении эмоциональных взрывов, поддержать его в переживании горя от разлуки с близкими. Нужно стараться уважительно относиться к выражениям гнева, ведь не по собственной воле малыш оказывается здесь. Не стоит прерывать выражения всех этих сильных эмоций, важно дать им место и время. А самое главное — помочь ребенку обозначить его переживания словами.

ПРИМЕР:

Педагог: Как ты громко плачешь. Это так грустно. Мне грустно… Думаю, что и ты грустишь и плачешь поэтому.

Кирилл:  перестает плакать, слушает.

Педагог: Тебе грустно?

Кирилл: Да, грустно.

Психолог: Я могу тебя пожалеть. Хочешь?

Кирилл: Да.

Педагог должен знать сам и уметь донести до родителей, как это важно — дать детям возможность выразить свое горе и быть принятым в этом горевании. Многим родителям кажется, что слезы при адаптации это неестественный процесс, что слезы травмируют ребенка, приносят вред. Случается, что воспитатели также стремятся остановить плач. Взрослым так трудно находиться рядом с плачущим ребенком и ничего не предпринимать для его немедленного утешения. Действительно, это непростая задача — позволить малышу плакать, но при этом дать ему понять, что он не один, что вы сочувствуете ему, что вы не отвергаете его.

ПРИМЕР:

Алена С.: 3 года.

Педагог: Алена, ты плачешь. Что случилось?

Алена (не вылезая из-под стола): К маме хочу-у-у-у. (Протяжно плачет.)

Педагог: Тебе хочется домой, к маме, тебе трудно тут одной.

Алена: К маме хочу…

Педагог: Мама придет скоро, но пока ее нет, и я не знаю, как тебе помочь. Я бы хотела побыть здесь с тобой. Можно?

Алена: Да… (Плачет.)

Некоторые дети очень остро переживают расставание с близкими, потому что у них отсутствует опыт общения с посторонними людьми. Тогда выдерживать ситуацию адаптации им помогает формирование тесных отношений с воспитателем: ребенок начинает реагировать на педагога как на родительскую фигуру. Иногда для слишком «домашних» детей это единственный способ защититься от невыносимости ситуации.

В период привыкания к детскому саду, в период острых переживаний разлуки, на этапе важных изменений в социальной жизни детям необходима теплая атмосфера и поддержка. Все это помогает ребенку получать новый опыт, который не травмирует, а способствует развитию личности малыша.

Важными становятся следующие задачи:

—      проявлять интерес и уважительное отношение ко всему, что происходит с ребенком;

—      искать способы установления контакта с ребенком:

—      помогать адекватно выражать эмоции, желания;

—      четко определять границы и нормы поведения.

Детский сад для ребенка становится моделью мира. На этой модели происходит обучающий эксперимент. И важно, чтобы в этом эксперименте ребенок обучался не тому, как прятать эмоции, стыдиться желаний, а учился осознавать свой внутренний мир, увеличивал количество способов самовыражения.

В период адаптации тяжело приходится не только детям. Многие родители испытывают тревогу за ребенка, пугаются негативных проявлений (плача, капризности, агрессивности). Усложняет ситуацию отсутствие доверительных отношений между педагогами и членами семьи воспитанников. Часто мамы и папы склонны беспричинно обвинять воспитателей в том, что ребенок подавлен, медленно привыкает к новым условиям.

Эффективным решением проблемы может стать установление партнерских, сотруднических взаимоотношений с родителями. Стоит продемонстрировать сопереживание, понимание того, что ситуация сложна для всех. Например, педагог может сказать маме: «Я вижу, что вы очень переживаете и тревожитесь за сына. Это так естественно сейчас. Вам и самой непросто, кажется, что все идет не слишком гладко. Но если вы сумеете успокоиться, то это пойдет на пользу и сыну, и вам».

Снижению напряжения и тревоги способствует знакомство родителей с особенностями течения адаптационного процесса. Воспитателю стоит подробно рассказывать о том, что же такое адаптация, как она изменяет поведение ребенка, какую колоссальную нагрузку несет в этот период весь организм малыша, разъяснять смысл происходящего: для чего нужны слезы, откуда берется гнев. Не все родители понимают, что привыкание процесс длительный, постепенный, нетерпящий искусственного ускорения.

Повышение качества работы педагога в период адаптации требует специализированных психологических знаний и умений, которые можно получить непосредственно в процессе профессионального взаимодействия воспитателя с психологом [1, стр. 41-43].

Именно поэтому, учитывая личный опыт, опыт коллег, в нашем детском саду вопросу адаптации детей к дошкольному учреждению уделяется большое внимание. Это касается не только детей в младшей группе, но и всех детей, начинающих обучение в нашем детском саду в других возрастных группах. Только благодаря тесному взаимодействию психолога, воспитателей и родителей процесс адаптации проходит практически безболезненно, но не исключает индивидуальных особенностей каждого ребёнка.

Список использованной литературы:

  1. Н.В. Храмцова «Хочу к маме!..». Здоровье дошкольника. № 3, 2015.

Оставьте комментарий