Хвалить, нельзя ругать.

Еще несколько десятилетий назад воспитательный процесс можно было представить как цепочку «требование —контроль — наказание в случае нарушения». Сейчас кажется удивительным, что в ней отсутствовали поощрение и похвала: соответствие определённым требованиям в поведении ребёнка изначально оценивалось как норма. На этой воспитательной системе выросло не одно поколение, поэтому к «позитивизму» современных психологов многие родители относятся довольно настороженно.

В ПОВЕЛИТЕЛЬНОМ НАКЛОНЕНИИ

На первый взгляд неотвратимое наказание за провинность кажется очень эффективным способом воздействия — во всяком случае, внешне. У ребёнка выстраивается в голове чёткая «связка» между его поступком и последствиями. При этом срок действия замечаний или даже угроз очень недолог, зато «шлейф» они оставляют крайне неприятный: обиду, тревогу, страх неудач…Ещё хуже (а по большому счёту —страшнее) бывают ситуации, когда взрослые проявляют грубость, злость и стараются унизить маленького человека. Фразы «Ты мне надоел», «Не могу тебя больше слышать (видеть)» и так далее — страшный удар. Если же их произносят часто — эффект получается обратным: ребёнок привыкает к ним и перестаёт реагировать. Да и взрослые, скажем честно, существенно теряют свой авторитет в глазах детей. И ещё один неприятный «сюрприз»: когда ребёнок видит, что взрослый срывается на крик, грубит или даже готов шлёпнуть малыша, вряд ли это станет наглядным примером хорошего поведения, при таком подходе ребёнок просто не поймёт, что кричать и драться неправильно и нехорошо. По сути, наказание должно стать для ребёнка сигналом и заставить его задуматься над своим поступком, понять, что именно он сделал не так и почему это действительно плохо. При таком подходе взрослые перестают восприниматься как диктаторы, напротив — они транслируют свой жизненный опыт и выступают защитниками определённых правил поведения в обществе.

Есть несколько советов:

  • Нельзя пропускать или надолго откладывать наказание. Оно должно следовать сразу за нарушением правила, за грубым или невежливым поведением. При этом не имеет значения возраст ребёнка: чем раньше в своей жизни он встретится с безусловностью правила, тем лучше.
  • Нельзя делать наказание чрезмерным. Оно — сигнал о важности правила, а не «акт возмездия». Поэтому классические «стояния в углу» или «сидения в дедушкином кресле» вполне подходят.
  • Нельзя наказанием унижать ребёнка. Это значит, что наказание не должно сопровождаться грубым тоном, недоброжелательной критикой или обзыванием.
  • Совершенно недопустимы физические наказания. Они не только унижают, но и ожесточают ребёнка. Они не прививают, а, напротив, разрушают отношения с ребёнком и тормозят развитие его личности.
  • Важно помнить, что смысл наказания — сообщить серьёзность и непререкаемость установленных правил. Поэтому надо реагировать на их нарушение, по возможности не пропуская.
  • Нужно объяснить ребёнку (по возможности кратко) смысл недовольства взрослого и сказать, что конкретно от него ждут.
  • Наказание нужно назначать в относительно спокойном доброжелательном тоне.

                                                                                                    (Ю. Гиппенрейтер)

ПОДОБРУ-ПОЗДОРОВУ

Практика показывает, что взрослые не особо щедры на одобрение и похвалу. Возьмём для примера обычный день: посчитайте, сколько раз вы похвалили ребёнка, а сколько отчитали. К сожалению, у большинства из нас перевес будет в «ругательную сторону». А зря: обращать внимание на проблемы очень просто, а ребёнок ждёт от нас помощи и поддержки. И ещё лучше, если каждый его шажок вперёд будет мотивироваться. Согласитесь, не так сложно сказать доброе слово, обнять, похвалить, да в конце концов поощрить ласковым взглядом, улыбкой или жестом? Похвала и поддержка укрепляют в ребёнке веру в его силы, вызывают желание развиваться и двигаться вперёд. Но снова напомним, что психологи не советуют превращать жизнь маленького человека в «сахарный сироп», состоящий только из комплиментов и похвалы, — в этом случае мотивация резко падает, а дети привыкают к тому, что их хвалят в любом случае, и не ценят поощрения.

 Психологи советуют запомнить несколько правил:

  • Хвалить ребёнка надо чаще, чем осуждать, стараться подбадривать его, а не подмечать неудачи: вселяйте надежду, а не подчёркивайте, что ситуация зашла в тупик.
  • Чтобы дети верили в свой успех, в это должны поверить и взрослые.
  • Будьте последовательны: если вы что-то запретили вчера, не разрешайте это делать сегодня.
  • Взрослые должны выступать «единым фронтом»: запреты и разрешённые вещи должны быть одинаковыми.
  • Агрессию ребёнка можно «погасить» своим спокойствием.
  • Попытайтесь понять ребёнка и оценить поступок с его позиции.
  • Если у вас есть сомнение, наказывать или нет, — не наказывайте!
  • Если вы пообещали ребёнку какое-либо поощрение — сдержите слово, в противном случае он перестанет вам верить.

МАЛЕНЬКИЕ РАДОСТИ — КАЖДЫЙ ДЕНЬ

Помните пословицу «Доброе слово и кошке приятно»? А теперь представьте, как просто сделать теплее и лучше жизнь самых близких нам людей — детей. У наших друзей есть такая традиция: каждый вечер они садятся вместе с детьми и обсуждают прошедший день. И даже если у ребёнка нет в этот день серьёзных удач, родители стараются найти повод, чтобы поддержать и похвалить его хотя бы за мелочи. Результат впечатляет: спокойные, уверенные в себе дети, которые не боятся подойти к родителям за советами, делятся с ними своими проблемами и знают, что всегда могут рассчитывать на их поддержку.

А не этого ли собственно все мы добиваемся?

Использованная литература:

  1. Татьяна Пахомова «Хвалить, нельзя ругать». «Дошкольное образование». Методический журнал для педагогов детского сада. №9 (344), 2015 г.

Оставьте комментарий