Вместе с книгой мы растем

Средь оплывших свечей и вечерних молитв,
Средь военных трофеев и мирных костров
Жили книжные дети, не знавшие битв,
Изнывая от детских своих катастроф.

Детям вечно досаден
Их возраст и быт –
И дрались мы до ссадин,
До смертных обид.
Но одежды латали
Нам матери в срок,
Мы же книги глотали,
Пьянея от строк…

В наш стремительный век информационных технологий, когда информация лавинообразно обрушивается на нас и наших детей, когда электронные устройства заменяют нам газеты, журналы и телевиденье возникает соблазнительная и опасная тенденция подмены виртуальным пространством живого общения, «живого» чтения. Наиболее подвержены этому оказываются наши дети. Обладая наиболее подвижным разумом, способном моментально впитать всё новое, мы зачастую позволяем им погружаться во Всемирную паутину с играми и социальными сетями, с многочисленными пользователями из разных стран с разных континентов. С одной стороны мы получаем возможность получать больше информации, быстрее узнавать новости и общаться с большим количеством людей, но с другой стороны мы, а особенно наши дети, теряют навыки настоящего, «живого» общения.

С легкостью общаясь с сотнями виртуально, они с трудом устанавливают контакт с одним ребенком в реальной жизни. Тоже происходит со знаниями – наши дети получают великое множество «поверхностных» знаний читая заметки и тексты из сети, но эта информация, во-первых, не усваивается ими надолго, т.к. чтение с экрана из-за мерцания не позволяет мозгу «записывать» её, усваивать навсегда, а во-вторых чаще всего она представляет собой достаточно короткие заметки или сообщения. Таким образом, отказываясь от книг, от ощущения «серьезности» в момент когда держишь её в руках, от страниц со строчками букв и картинок имеющих свою фактуру, свой запах, свою «душу» наши дети теряют не только удовольствие от их прочтения, но и драгоценные навыки «учения», запоминания не только глазами, но и чувствами. Вследствие этого дети становятся менее адаптированными к жизни в обществе, менее общительны, менее склонны к творчеству, а это, в свою очередь, в масштабах государства, ведет к снижению культурного, нравственного и творческого потенциала. Страдает также и качество общения, сужается кругозор. Сферы интересов становятся более узкими, «специализированными», что также приводит к расслоению в обществе.
Еще десятилетие и общество превратиться в разрозненные группы говорящие «на одном и, в то же время, на разных языках». Я убеждена, что забывая про книги мы забываем свою историю, мы забываем истоки которые передавались из поколения в поколения позволяя каждому новому быть лучше предыдущего. Забывая о книгах, мы делаем свою жизнь скудной, сублимированной, лишенной чувств и эмоций. Как ребенок научится дружить, любить, заботиться о ближнем не впитав классику литературных гениев – Пушкина, Лермонтова, Толстого, Достоевского, Булгакова, но представить, как ребенок читает эти произведения с экрана, согласитесь, трудно. В нашем детском саду, в рамках работы по социализации детей, мы ставим перед собой задачу приучить их любить читать, уважать книги, относится к ним с должным трепетом и пиететом и для этого мы проводим различные проекты: «Вместе с книгой мы растем», «литературные» и «музыкальные салоны» посвященные различным эпохам и авторам.

В рамках проекта «Вместе с книгой мы растем» наши детки вместе с родителями отвечали на вопросы о книгах и чтении, показавшие, читают ли родители детям, отношение к литературе в целом и к книгам в частности, побывали в библиотеке и оформили абонементы, получив доступ к её фондам. Главной целью этих проектов я считаю просвещение не только детей, но и их родителей о том, насколько важную роль играет чтение в развитии ребенка, что слушая родителей, дети пополняют свой словарный запас, учатся правильному и грамотному построению речи, получают жизненные уроки и опыт, заимствуя его у автора. У детей развивается фантазия, они начинают лучше чувствовать наш мир обретая понимание что такое хорошо, а что плохо… Реализовав подобный проект впервые, ни я, ни мои коллеги не смогли остановиться. Почувствовав прикосновение к великому, к прекрасному не хочется останавливаться, особенно когда ты в состоянии поделится этим с маленькими человечками, начинающими свой путь в этой жизни. Это непередаваемое чувство, когда 5-ти летний сударь, завязав на шее платок классическим аскотом и горделиво вознеся руку над залом читает вслух бессмертные строки Пушкина, а 4-х летняя сударыня в платье и болеро с пайетками вторит ему образом Натальи Гончаровой… Закончить эту статью мне хотелось также цитатой, которая, на мой взгляд, всецело отражает актуальность написанного мной выше:

Если, путь прорубая отцовским мечом,
Ты соленые слёзы на ус намотал,
Если в жарком бою испытал что почем, —
Значит, нужные книги ты в детстве читал!
Если мяса с ножа
Ты не ел ни куска,
Если руки сложа
Наблюдал свысока
И в борьбу не вступил
С подлецом, с палачом –
Значит, в жизни ты был
Ни при чем, ни при чем!