«Весна»

«Весна»

Вот ведь как устроены люди —начинается весна, и просыпаются надежды на лучшее, сердце поёт! Коллективное бессознательное ликует и кричит: «Мы пережили холода! Да здравствует новая счастливая жизнь, чего бы это не значило!» И не важно, что грязь и лужи — в воздухе пахнет весной, скоро листочки, трава, цветы, а потом вообще — лето!

Весна — совершенно особенное время года. Она вызывает целую гамму чувств, которые ещё надо уметь переварить. Вспомните Маугли из мультфильма — то плачет, то мечется по джунглям, то бежит радостный по цветущим полянам… Давайте проведём эту весну с пользой для себя и для вверенных нам детей. Запомним и прочувствуем всё — от первой проталины до первой земляники. Пропустим через себя радость во всех её проявлениях. Радость имеет много спектров: от тихой радости до восторга. Природа пробуждается постепенно. Сначала в воздухе всего лишь ощущение весны, уловите и помогите почувствовать детям это радостное волнение. Расскажите, как радостно бьётся сердце в предвкушении тепла, первой листвы, птичьего пения. Вспомните какую-нибудь историю из своей жизни, когда вы испытывали похожее чувство. Спросите у детей, может, и с ними что-то подобное уже бывало. Радостное волнение легко перепутать с обычным волнением, с тревогой. Обозначьте это чувство словами. «Да, дети, волнение может быть радостным. Например, когда вы поджидаете у двери маму, которая надолго уезжала, а сейчас, вы это точно знаете, уже едет в лифте к вам, и вы её скоро ка-а-к обнимете! Вы стоите и волнуетесь, сердце стучит быстрее, вам хочется подпрыгивать, как будто лифт от этого поедет быстрее. Вы предвкушаете тот радостный момент, когда увидите маму». Часто дети, не сумев распознать в себе некое светлое чувство, начинают его заглушать и обесценивать. Ведь все мы иногда слышим в кинотеатре, во время особо трогательных моментов, когда весь зал поголовно хлюпает носом, как кто-то смеётся или начинает громко говорить, шуршать. Это взрослые, которые выросли из тех детей, и в том числе не научились называть и распознавать свои чувства. Но вернёмся к весенним радостям.

Итак, тихая радость. Тихая радость может подстерегать вас неожиданно при виде первого цветка мать-и-мачехи. Она может затаиться в прозрачной лужице, на дне которой оттаявшая зелёная трава. Она может поселиться в опередившем всех зелёном листочке, раскрывшемся на голой ветке, которая прижалась к вашему тёплому окошку. Вы же понимаете, что если бы не тепло вашего дома, листочек сидел бы в почке ещё много дней… Если вы покажете пример наблюдательности и научите, как любоваться обычными, казалось бы, вещами, дети быстро подхватят этот марафон. Поверьте, ваша жизнь станет интереснее, потому что дети в наблюдательности дадут фору любому. Главное, не обесценивать их тихие радости. То есть, если ребёнок любуется и тихо радуется оттаившей формочке, забытой с осени на участке, не лишним будет сказать: «Не трогай эту грязь, на неё кошки писали и собаки тоже писали». Но куда полезнее сказать: «Бедненькая, зимовала в сугробе, а не в тёплой корзинке в детском саду. Давай мы тебя заберём и отмоем». Что у нас там дальше? Сильнее тихой радости — просто радость. Это чувство более знакомое и часто употребляемое. Его легче распознавать, о нём проще говорить. Но его надо называть с умом. Говорить о радости беспрестанно тоже не стоит. Ненужный оптимизм обесценивает настоящие чувства, делает их плоскими и обыденными. Но не замечать очевидную радость на лицах детей или радость, счастливо посетившую вас, —нужно. Например: « У меня сегодня большая радость, приехала погостить моя мама, которую я очень люблю! От радости мне хочется всех расцеловать. Я даже купила по дороге шоколадку, чтобы вас угостить, и вы тоже стали радостными!» Или: «Глядя, как радостно улыбается Серёжа, я сама хочу улыбаться во весь рот! Серёжа, может, расскажешь нам, какая радость у тебя произошла?» Или: «Сегодня впервые за неделю выглянуло солнце! От радости я хочу петь!» Солнечная погода после месяцев хмурого неба; гомон воробьёв, купающихся в луже; свежий тёплый ветер — это самая настоящая радость. И когда, как не в дошкольном детстве, научить детей радоваться этому. Представляете, вы сейчас научите, и всю жизнь человек будет радоваться Весне и вспоминать детство, огромное голубое небо и вас.

Помните, что радость требует выхода. Не ждите, что дети поулыбаются, и всё. Если они рады, то они будут петь, прыгать, хохотать. И если вы видите, что возбуждение зашкаливает, то успокоить детей лучше хорошим педагогическим приёмчиком: «А ну-ка, бегите все скорее ко мне, я вам что-то покажу, только тихо, а то спугнёте. Радость не должна быть омрачена ни стыдом, ни виной. Восторг, ликование — сильное, всеобъемлющее чувство. С сильными чувствами надо обращаться бережно и давать пережить их до конца. Вообще, все чувства надо давать пережить — и радость, и страдания, и гнев, но по отношению к сильным чувствам у взрослых как-то больше всего предубеждений. И если в отношении так называемых негативных эмоций это можно понять — никому неохота смотреть, как в сильном гневе его красный потный ребёнок топает ногами и кричит. Или когда ребёнок сильно страдает, родитель хочет избавить себя от душераздирающего зрелища страданий любимого малыша и прерывает страдания. Это неправильно, но объяснимо. Однако, сильная радость и ликование тоже обескураживают взрослых, и они часто хотят их прекратить как можно раньше. Например, идёт ребёнок, переполненный радостью, поёт песню, как может, а ему говорят: «Ну,  хватит, распелся. Порадовался, и хватит!».

Не надо делать детей виноватыми за свои чувства, не делать так, чтобы ребёнок стеснялся проявлять свои чувства или боялся быть наказанным. Я призываю вас учить детей распознавать, понимать, принимать и управлять своими чувствами в силу своего возраста, темперамента, характера и развития.

Использованная литература:

  1. Анна Николаева «Весна». Дошкольное образование. 03/2016 г.

Оставьте комментарий